Санкт-Петербург
Ежедневно с 10:00 до 20:00
+7 921 999 18 21

Нарушение слуха

Речь – установившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, которые создаются на основе сложившихся правил.

Речь не является врожденной особенностью человека, это сложный процесс коммуникации систем и органов человека. Каждый ребенок кропотливо самостоятельно осваивает этот сложный навык. Но в некоторых случаях детям необходима помощь специалиста логопеда.

Факторы формирования речи

На формирование и развитие речи влияют нескольких факторов:

  • Правильное развитие артикуляционного аппарата. В речи участвуют лёгкие, трахея, гортань, глотка, язык, зубы, губы и щёки.
  • Нормального социального и речевого окружения. Важно наличие у ребенка в семье примера правильной речи.
  • Правильное развитие головного мозга. За развитие речи отвечает кора головного мозга.

Каждый компонент имеет огромное значение для формирование речи.

КРАЙНЕ ВАЖНО
Для правильного формирования речи обязательно, чтобы ребенок четко слышал речь взрослых. И, соответственно, в случае снижения слуха ребенок не может получит тот самый пример разговорной речи.

Слух – это главный физиологический механизм, которым пользуется мозг для определения интонации речи, правильного произношения звуков. Ребенок повторяет то, что слышит.
Речь слабослышащего ребенка отличается отсутствием экспрессивности, скудностью словарного запаса, наличием ошибок в построение предложений. Ребенок может изменять звуковой состав слова, проглатывать окончания слов, говорит невнятно.
нарушение слуха

Коррекция нарушений у слабослышащих детей

Если вам кажется, что ваш ребенок отстает в речевом развитии очень важно исключить проблемы со слухом. Незамедлительно необходимо показать ребенка ЛОР специалисту для, для того чтобы избежать последствий связанных с потерей слуха. Последствиями такой потери может быть задержка речевого и психоречевого развития.

ВАЖНО!!! В логопедической диагностике различных нарушений речи отличать ОНР от расстройств речи связанных со снижением слуха.
Слабослышащих детей можно и нужно научить говорить.

Естественно ребенку с нарушением слуха освоить речь гораздо сложнее нежели сверстнику с нормальным слухом, это вполне выполнимая задача. Специалисты детского центра речи и интеллекта Академия XXI век помогут в этом испытании, разработав индивидуальные упражнения для освоения речи.
Задача родителей помогать в регулярном их повторении.

Оставьте заявку на сайте
либо по телефону
 +7 (921) 999 – 18 – 21

Form submission successful!

Error sending message!

Нарушение звукопроизношения у детей

Нарушения звукопроизношения — это ряд недостатков произношения, которые включают в себя следующие формы: дислалия; ринолалия (палатолалия); ‎дизартрия; анартрия; афазия – частично.
Нарушение может быть связано с неправильным произношением звуков вследствие низкой грамотности окружающей речи, отсутствием контроля над правильным произношением у ребенка со стороны взрослого, наличие двуязычия в семье, а также патологиями в развитии мозга.
Нарушение звукопроизношения

Обычно данного рода нарушения возникают в раннем возрасте и преодолеваются путем комплексного подхода дома и в детском саду. Но встречаются нарушения, имеющие стойкий характер в неправильном произношении некоторых звуков и в таком случае необходимы занятия с логопедом, а иногда и с дефектологом. В последнем случае нарушения связаны с расстройствами речевого слуха, а также незрелостью, артикуляционного аппарата. Подробнее о развитии артикуляционного аппарата читайте здесь.

Нарушения звукопроизношения относятся к самым распространенным недостаткам речи у детей младшего дошкольного возраста. Логопеды склоняются к мнению, что физиологическое нарушение звукопроизношения должно пройти к 5 – 7 годам. В случае, если это не происходит, нужна консультация специалиста.

Виды нарушений звукопроизношения

Специалисты логопеды различают несколько видом нарушений, самые распространенные из них:

  • Дислания. Ребенок не может произнести звук, либо пропускает его. Может быть двух видов: 1. с сохранным слухом и ЦНС и 2. со сниженным слухом.
  • Дизартрия. Речь ребенка, выражается в неправильном произношении слов и отдельных звуков. Ребенок испытывает трудность в произношении, речь невнятна и неразборчива. Обусловлена недоразвитием нервной системы у ребенка.
  • Ламбдацизм. Проявляется в неправильном произношении звука Л. Часто встречается в двуязычных семьях.
  • Сигматизм. Проявляется в неправильном произношении свистящих и шипящих звуков. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.
  • Ротацизм. Нарушение в произношении звуков [Р-Р′]. Вместо полноценного [Р], произносится искаженный звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики.
  • Йотацизм. Дефекты произношения полугласного звука [й].
  • Каппацизм. Гаммацизм. Хитизм. Нарушения связанные с неправильным произношением звуков: к и к’, г и г’, х и х’, соответственно.
  • Ринолия. Характеризуется физиологическими отклонениями, такими как волчья пасть или заячья губа.
  • Анартрия. Речь может быть полностью отсутствовать, нарушение связано с поражением нервно-мышечного аппарата. Понимание речи не нарушено.
Стоит отметить
У некоторых детей нарушается произношение одной группы звуков, и такое нарушение называется простое, или мономорфное. У других же нарушается произношение нескольких групп звуков. Такое нарушение называется сложное, или полиморфное.
Зачастую логопедам приходится работать именно со вторым полиморфным нарушением.

Причины возникновения нарушений звукопроизношения

Причинами возникновения подобного рода дефектов у детей с сохраненным интеллектом могут быть:

  • Снижение слуха. Снижение слуха не только влияет на звукопроизношение но и на речь в целом.
  • Нарушения фонетического слуха. Когда ребенок фактически имеет хороший слух, но вследствии определенных нарушений не может дифференцировать различные звуки, сходные по звучанию.
  • Нарушения физиологического строения артикуляционного аппарата. Наличие проблем с челюстями, зубами, расщелины, короткая уздечка.
  • Нарушения подвижности артикуляционного аппарата. Слабое владение мышцами лица, играющие главную роль в звукопроизношении. Обычно причина этому нарушения связанные с головным мозгом.
  • Неблагоприятные социально бытовые условия. Например: двуязычие, отсутствие исправления ошибок со стороны взрослых, «сюсюканье», отсутствие примера правильной речи и т.д.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, которая направлена на формирование правильного произношения и развитие речи. Для организации правильной системы коррекции необходимо выявить причину, вызывающую патологию. Если причиной является патология мозга, необходима консультация врача невропатолога и назначение препаратов улучшающих кровоток. Индивидуальный подход логопеда позволить не только скорректировать нарушение, но и развить мышление ребенка, раскрыть его творческий потенциал.
Необходимо тщательно следить за формированием речи ребенка, так как позднее выявление дефектов звукопроизношения может существенно сказаться на дальнейшем обучении ребенка.
нарушение звукопроизношения

Оставьте заявку на сайте
либо по телефону
 +7 (921) 999 – 18 – 21

Form submission successful!

Error sending message!

Трудности речи после инсульта или черепно-мозговой травмы

Наиболее частыми последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций.
Расстройства речи после инсульта возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий:
Моторная афазия:

Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.

Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.

Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.

Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.

Восстановление речи после инсульта и черерно-мозговой травмы

Выбор способа реабилитации речи

Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия.
Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии. Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.

Лечебный курс по восстановлению речи — логопедом после инсульта.

В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента.
Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией.

Восстановление речи после инсульта и черерно-мозговой травмы

Восстановление речи после инсульта и черепно-мозговой травмы

Реабилитация речи после инсульта в центре проводится квалифицированными специалистами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций.

Восстановление речи после инсульта и черерно-мозговой травмы

Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Столкнулись с проблемой нервной системы, незрелостью или повреждением мозга?

Везде обращались, а результата нет?

У ребенка нарушение речи, интеллекта, поведения?

Мы поможем!Будущее Вашего ребенка начинается У НАС

Оставьте заявку на сайте
либо по телефону
 +7 (921) 999 -18 -21

Form submission successful!

Error sending message!

Сигматизм

Сигматизм – это фонетическое нарушение, выражающееся в ненормативном произношении свистящих и шипящих звуков, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Исправление недостатков произношения этих звуков начинается с развития у ребенка умения различать их на слух. Далее проводится артикуляционная гимнастика. Затем отрабатывается правильная артикуляция.

Виды сигматизма:

1. Межзубный сигматизм. Данный вид сигматизма выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

2. Губно-зубной сигматизм. При данном сигматизме свистящие или шипящие звуки произносятся подобно звукам Ф и В, т.е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С.

3. Призубный сигматизм. Данный вид сигматизма отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д.

4. Шипящий сигматизм. Звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов вглубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж .

5. Боковой сигматизм. Свистящие или шипящие звуки могут произноситься двумя способами: кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;

6. Носовой сигматизм. При данном виде сигматизма свистящие или шипящие звуки произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком

Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш — с, ж — з, ч — ц, щ — с’. Такая замена называется свистящим сигматизмом.

Лечение сигматизма в Санкт-Петербурге

Диагностика

Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:

  • Артикуляторных органов. Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
  • Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту пациента.
  • Состояния звукопроизношения. Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения, количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.
  • Если у пациента предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.

Лечение сигматизма в Санкт-Петербурге

Коррекция

Медицинская помощь

Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.

При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:

  • Подготовительный. На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.
  • Звукопостановка. Осуществляется разными способами: по подражанию, с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов.
  • Автоматизация. Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги, слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.

Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).

Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр.

Лечение сигматизма в Санкт-Петербурге

Лечение сигматизма

Столкнувшись с такой проблемой, как сигматизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование в центре “Академия речи и интеллекта XXI век” помогут справиться с данной задачей.

Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Оставьте заявку на сайте
либо по телефону
 +7 (921) 999 – 18 – 21

Form submission successful!

Error sending message!

Ротацизм

Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Вместо полноценного [Р], произносится искаженный звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь.

Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Самые распространенные причины ротацизма:

  • Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними зубами.
  • Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
  • Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого воздуха.
  • Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
  • Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм.
  • Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью.

Лечение ротацизма в Санкт-Петербурге

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед проводит диагностику пациента. Затем последовательно осуществляется:

Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Затем определяют мышечный тонус.

Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции звука [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.

Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма выполняют проверку речевого слуха.

Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют в разных позициях в слове.

Лечение ротацизма  в Санкт-Петербурге

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Страдающего ротацизмом знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Логопед неоднократно произносит звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха.

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день.

Постановка звука

Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

по подражанию
от опорных звуков
от звукосочетаний
от артикуляционных упражнений
с механическим пособием

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды. Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях. Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать от 1.5 и больше. Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей, регулярности занятий, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Лечение ротацизма в Санкт-Петербурге

Лечение ротацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век. Речь. Интеллект”

Столкнувшись с такой проблемой, как ротацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век. Речь. Интеллект” помогут справиться с данной задачей.

Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Ламбдацизм

Ламбдацизм – это фонетическое нарушение, выражающееся в ненормативном произношении [Л] и [Л’]. Проявляется искажением или отсутствием названных речевых звуков.
Логопедическая коррекция ламбдацизма проводится с использованием артикуляционной гимнастики, логомассажа, дифференцированных приемов звукопостановки, специальных упражнений на автоматизацию вызванного звука.

Причины ламбдацизма

  • Укороченная подъязычная связка. Не позволяет осуществить подъем языка вверх, необходимый для формирования нужного артикуляционного уклада.
  • Макроглоссия и микроглоссия. При недоразвитии языка становится невозможным или затруднительным произнесение всех язычных фонем, в т. ч. зубных [Л-Л’].
  • Изменение мышечного тонуса. При дизартрии язык может быть вялым, паретичным или напряженным, спастичным. Эти факторы существенно искажают артикуляцию.
  • Небные расщелины. Компенсаторными особенностями при ринолалии являются высокий подъем корня языка, смещение артикуляции в глубину полости рта, неучастие кончика языка в образовании звуков. [Л] обычно отсутствует или оказывается двугубным.
  • Снижение слуха. Тугоухость может сопровождаться как смешением и заменами звука
  • Прочие причины. К ламбдацизму может приводить несформированность правильных речевых кинестезий в результате речевой депривации, болезненности детей. Другая причина ‒ копирование неправильного звукопроизношения.

Лечение ламбдацизма
Виды ламбдацизма

Твердый [Л] артикуляторно наиболее сложен, поэтому нарушается намного чаще, чем его мягкая пара. В логопедии описаны следующие разновидности ламбдацизма:

Двугубный (губно-губной). Наиболее распространенный фонетический недостаток. Язык не участвует в артикуляции, звук образуется сближенными губами, в результате чего получается подобие английского [W].

Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, вследствие чего слышится звук, похожий на [В].

Межзубный. Кончик языка просунут между нижними и верхними резцами, однако межзубный [Л] на слух не отличается от правильно артикулируемого.

Носовой. Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, при этом воздух выходит через носовую полость, отчего звучание напоминает [Н] или сочетание «НГ».

Боковой. Произношение сопровождается раздуванием щек (иногда с одной стороны) и дополнительными шумными призвуками. Нередко сочетается с боковым ротацизмом и сигматизмом шипящих.

Смягченный. Вместо твердой фонемы произносится ее полусмягченный вариант.

Кроме перечисленных видов ламбдацизма, сонор [Л] может полностью отсутствовать в речи. Также встречается нижний вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может не подвергаться коррекции. К параламбдацизмам относятся замены [Л] на [Ы], [У], [В], [J], [Р].

Лечение ламбдацизма

Диагностика ламбдацизма

Задача определения причин и вида ламбдацизма реализуется в ходе логопедической диагностики. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультаци стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога, отоларинголога. Для изучения речевого статуса осуществляется:

Осмотр периферических речевых органов. Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращает внимание на мышечный тонус. Пациента просят произвести определенные упражнения, позволяющие судить о подвижности органов речи, точности и переключаемости движений. В рамках такого осмотра устанавливаются возможные причины ламбдацизма, выдвигается диагностическая гипотеза.

Анализ фонематического слуха. Необходим с целью дифференциации ламбдацизма и параламбдацизма. Для проверки речевого слуха используются логопедические приемы повторения, называния, показа. Различение фонем проверяется в слогах и словах.

Оценка фонетической стороны речи. На данном этапе производится проверка произношения всех звуков: определяется вид ламбдацизма, выявляются сопутствующие звуковые дефекты.

Лечение ламбдацизма

Коррекция ламбдацизма

Медицинская помощь

Участие медицинских специалистов может потребоваться при ламбдацизме, обусловленном стоматологическими проблемами, неврологическими патологиями (ДЦП), тугоухостью. Так, при укороченной уздечке в некоторых случаях необходимо предварительное проведение френулопластики, при расщелине неба – уранопластики. Снижение слуха требует адекватного подбора слухового аппарата. В случае нарушения мышечной иннервации логопедической работе предшествует комплекс медикаментозного, физиотерапевтического лечения, массажа.

Логопедическая помощь

Прежде чем приступить к постановке нормативного звукопроизношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы, развитию фонематического слуха. На первом этапе коррекции ламбдацизма используются следующие логопедические приемы:

Артикуляционная гимнастика. Включает упражнения для развития круговых мышц губ, мышц языка, растягивания подъязычной связки, выработки верхнего положения языка и др. Также необходимо уделять внимание правильному речевому выдоху.

Отработка базовых звуков. Опорными фонемами для [Л] служат [Т] – дает правильное положение языка и [Ы] – обеспечивает правильную подачу воздушной струи.

Логопедический массаж. Показан при недостаточной подвижности языка, слабости кончика и боковых краев, спастичности спинки. Обычно такие проблемы наблюдаются при дизартрии. Наиболее эффективным в этом случае является зондовый логомассаж.

К звукопостановке приступают после завершения подготовительного этапа. При различных формах ламбдацизма используют дифференцированные способы и приемы: по подражанию, на основе базовых звуков, с помощью постановочных зондов.

Как только звук [Л] будет получен, переходят к его закреплению в слогах, словах, чистоговорках, рассказах. Этап дифференциации необходим только в случаях параламбдацизма. Длительность коррекционно-логопедических занятий зависит от причины и механизма ламбдацизма, наличия других фонетических дефектов, нуждающихся в исправлении.

Лечение ламбдацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век.Речь.Интеллект”

Столкнувшись с такой проблемой, как ламбдацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век.Речь.Интелект” помогут справиться с данной задачей. Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Биоакустическая коррекция

Биоакустическая коррекция (БАК) головного мозга — уникальная разработка специалистов Института экспериментальной медицины РАМН (Санкт-Петербург), предназначенная для оказания комплексного лечения и коррекции заболеваний нервной системы (аутизм, ЗРР, ЗПР, СДВГ, ДЦП, тики, алалии), сердечно-сосудистых заболеваний, психосоматических заболеваний, последствий травм, органического поражения головного мозга у взрослых и детей.

Биоакустическая коррекция
Кому показан БАК (детям) :

с невротическим синдромом (энурез, тики, заикания),

аутизмом (все расстройства аутистического спектра,

задержкой психического и речевого развития (ЗПР, дислекция, сенсо- моторная стадия, дислалия, дизартрия), детским церебральным параличем (ДЦП),

синдромом гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ),

синдромом Туретта.

Противопоказания

БАК — безопасная процедура. Тем не менее у данной процедуры имеется ряд противопоказаний:

острый послеоперационный период,

гипертонический криз,

острые инфекционные заболевания,

острые травмы черепа,

острые нарушения мозгового и спинномозгового кровообращения,

инфаркт миокарда в остром периоде, острые и подострые воспалительные заболевания головного и спинного мозга, его оболочек (миелит, менингит и т.п.),

острые кровотечения,

c осторожностью — эпилепсия.

Биоакустическая коррекция
Как работает БАК

Мозговые сигналы, которые фиксируются в процессе выполнения ЭЭГ преобразуются в звуковые сигналы и подаются в мозг при помощи наушников. Данные сигналы воздействуют на нейронные сети, что способствует непроизвольному саморегулированию организма.

Таким образом биоакустическая коррекция головного мозга воздействует на глубоком уровне, восстанавливая нормальное функционирование центральной нервной системы (ЦНС) и благотворно влияет на все функции организма в целом.

  • Преимущество данного метода
  • Эффективность. Действенность метода подтверждена многолетними испытаниями и достигает 85%.
  • Неинвазиность.
  • Безопасность. Биоакустическая коррекция головного мозга проводится детям начиная с первого года жизни и не имеет побочных эффектов и адаптационного периода.
  • Безболезненность.
  • Не вызывает привыкания.

    Результаты лечения у детей

    Общий эффект при различных заболеваниях — подтвержденное улучшение параметров ЭЭГ, нормализация психоэмоционального состояния и улучшение сна

Биоакустическая коррекция

СДВГ различной этиологии

В 85% случаев — уменьшение в 2-2,5 раза количества клинических признаков СДВГ и показателей выраженности симптомов.
Без медикаментозного лечения.

Преходящие тики

В 85% случаев — полное исчезновение симптомов (в тяжелых случаях значительное снижение количества тиков), в 15% — уменьшение гиперкинетических движений (могут усиливаться при стрессовых ситуациях).
Без медикаментозного лечения.

Энурез (связанный с ММД)

В 80% случаев — полное исчезновение симптомов (в тяжелых случаях значительное уменьшение количества мочеиспусканий за ночь или количества раз в неделю).
Без медикаментозного лечения.

Психопатия и эмоциональные расстройства в подростковом возрасте

В 70% случаев — уменьшение реактивной тревожности, улучшение показателей САН, коррекция поведения.
Без медикаментозного лечения.

ЗПР церебрально-органического генеза

Выравнивание эмоционального фона, стимуляция частных психических функций, ускорение или в тяжелых случаях запуск речевого развития, повышение способности к обучению.
Ускорение в 2,5 раза и более классических методов лечения (медикаментозное лечение и развивающие занятия)

Биоакустическая коррекция в Санкт-Петербурге

Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.