Санкт-Петербург
Ежедневно с 10:00 до 20:00
+7 921 999 18 21

Нарушение звукопроизношения у детей

Нарушения звукопроизношения — это ряд недостатков произношения, которые включают в себя следующие формы: дислалия; ринолалия (палатолалия); ‎дизартрия; анартрия; афазия – частично.
Нарушение может быть связано с неправильным произношением звуков вследствие низкой грамотности окружающей речи, отсутствием контроля над правильным произношением у ребенка со стороны взрослого, наличие двуязычия в семье, а также патологиями в развитии мозга.
Нарушение звукопроизношения

Обычно данного рода нарушения возникают в раннем возрасте и преодолеваются путем комплексного подхода дома и в детском саду. Но встречаются нарушения, имеющие стойкий характер в неправильном произношении некоторых звуков и в таком случае необходимы занятия с логопедом, а иногда и с дефектологом. В последнем случае нарушения связаны с расстройствами речевого слуха, а также незрелостью, артикуляционного аппарата. Подробнее о развитии артикуляционного аппарата читайте здесь.

Нарушения звукопроизношения относятся к самым распространенным недостаткам речи у детей младшего дошкольного возраста. Логопеды склоняются к мнению, что физиологическое нарушение звукопроизношения должно пройти к 5 – 7 годам. В случае, если это не происходит, нужна консультация специалиста.

Виды нарушений звукопроизношения

Специалисты логопеды различают несколько видом нарушений, самые распространенные из них:

  • Дислания. Ребенок не может произнести звук, либо пропускает его. Может быть двух видов: 1. с сохранным слухом и ЦНС и 2. со сниженным слухом.
  • Дизартрия. Речь ребенка, выражается в неправильном произношении слов и отдельных звуков. Ребенок испытывает трудность в произношении, речь невнятна и неразборчива. Обусловлена недоразвитием нервной системы у ребенка.
  • Ламбдацизм. Проявляется в неправильном произношении звука Л. Часто встречается в двуязычных семьях.
  • Сигматизм. Проявляется в неправильном произношении свистящих и шипящих звуков. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.
  • Ротацизм. Нарушение в произношении звуков [Р-Р′]. Вместо полноценного [Р], произносится искаженный звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики.
  • Йотацизм. Дефекты произношения полугласного звука [й].
  • Каппацизм. Гаммацизм. Хитизм. Нарушения связанные с неправильным произношением звуков: к и к’, г и г’, х и х’, соответственно.
  • Ринолия. Характеризуется физиологическими отклонениями, такими как волчья пасть или заячья губа.
  • Анартрия. Речь может быть полностью отсутствовать, нарушение связано с поражением нервно-мышечного аппарата. Понимание речи не нарушено.
Стоит отметить
У некоторых детей нарушается произношение одной группы звуков, и такое нарушение называется простое, или мономорфное. У других же нарушается произношение нескольких групп звуков. Такое нарушение называется сложное, или полиморфное.
Зачастую логопедам приходится работать именно со вторым полиморфным нарушением.

Причины возникновения нарушений звукопроизношения

Причинами возникновения подобного рода дефектов у детей с сохраненным интеллектом могут быть:

  • Снижение слуха. Снижение слуха не только влияет на звукопроизношение но и на речь в целом.
  • Нарушения фонетического слуха. Когда ребенок фактически имеет хороший слух, но вследствии определенных нарушений не может дифференцировать различные звуки, сходные по звучанию.
  • Нарушения физиологического строения артикуляционного аппарата. Наличие проблем с челюстями, зубами, расщелины, короткая уздечка.
  • Нарушения подвижности артикуляционного аппарата. Слабое владение мышцами лица, играющие главную роль в звукопроизношении. Обычно причина этому нарушения связанные с головным мозгом.
  • Неблагоприятные социально бытовые условия. Например: двуязычие, отсутствие исправления ошибок со стороны взрослых, «сюсюканье», отсутствие примера правильной речи и т.д.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, которая направлена на формирование правильного произношения и развитие речи. Для организации правильной системы коррекции необходимо выявить причину, вызывающую патологию. Если причиной является патология мозга, необходима консультация врача невропатолога и назначение препаратов улучшающих кровоток. Индивидуальный подход логопеда позволить не только скорректировать нарушение, но и развить мышление ребенка, раскрыть его творческий потенциал.
Необходимо тщательно следить за формированием речи ребенка, так как позднее выявление дефектов звукопроизношения может существенно сказаться на дальнейшем обучении ребенка.
нарушение звукопроизношения

Оставьте заявку на сайте
либо по телефону
 +7 (921) 999 – 18 – 21

Form submission successful!

Error sending message!