Санкт-Петербург
Ежедневно с 10:00 до 20:00
+7 921 999 18 21

Расстройства аутистического спектра у детей

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это целая группа расстройств, которая характеризуется нарушениями социального поведения, а также двигательными и поведенческими нарушениями. У детей с диагнозом РАС наблюдаются проблемы с коммуникацией в обществе, а именно, во время общения и передачи информации. Расстройство в последнее время диагностируется намного чаще, чем 10 или 15 лет назад. По существующей статистике РАС встречается во всех расовых и социально–экономических группах населения. Обычно диагноз выставляется в период до 3–х лет, но возможно и более позднее выявление.
По международному классификатору болезней 11 пересмотра расстройствам аутистического спектра выделен пункт 6А02. В этом пункте прописаны несколько форм расcтройства:

  • 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
  • 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
  • 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
  • 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.


Точные причины возникновения данного расстройства до сих пор не установлены. Были высказаны различные версии, начиная от предположения, что ранняя вакцинация может оказывать влияние, и заканчивая возрастом отца или матери ребенка. Однако, подавляющее большинство результатов исследований опровергают связь между РАС и вакцинацией.

Достоверно установлено, что основными причинами возникновения РАС являются генетические отклонения.

Причины возникновения расстройств аутистического спектра связаны с генетическими нарушениями и внешними факторами. Генетическая предрасположенность играет ключевую роль в 65-92% всех случаев. Однако, точный механизм передачи этой предрасположенности от родителей к детям до конца не изучен. Медицинские исследования показали, что наибольший риск развития аутизма наблюдается у однояйцевых близнецов, за ними по убыванию риска стоят разнояйцовые близнецы.


Есть некоторые установленные факторы, влияющие на развитие РАС:

  • Пол ребенка. РАС более подвержены мальчики, соотношение между полами детей составляет 1:4;
  • Обменные хромосомные болезни. Происхождение РАС связывают с генезом синдрома ломкой X-хромосомы, синдрома Ретта, синдрома Дауна, фенилкетонурии, туберозного склероза.
  • Недоношенность. Роль в развитии аутистических нарушений играет возникновение неблагоприятных факторов в кризисные периоды формирования ЦНС у плода.
  • Возраст родителей. Установлено, что риски возникновения РАС у ребенка увеличены у отцов старше 50 и матерей старше 35-40 лет, а также у слишком юных матерей.

  • ЭТО ИНТЕРЕСНО!
    Существует множество исследований, косвенно указывающие на экологические факторы, оказывающие влияние на появление этих расстройств. Известно, что определенные вещества, такие как полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и выхлопы автомобилей, могут оказывать влияние на развитие аутистического спектра. Однако, на данный момент точной связи между этими веществами и развитием аутизма не установлена.

    Диагностика РАС

    Для диагностики расстройства аутистического спектра у детей, проводят клиническое обследование, основанное на собрании основных данных. Однако в некоторых случаях, достаточно провести анкетирование родителей, составить семейный анамнез и анализировать поведение ребенка, включая его способность устанавливать социальные связи и поддерживать зрительный контакт. Такие данные позволяют определить наличие и степень расстройства аутистического спектра у ребенка. Очевидно, что в каждом случае требуется индивидуальный подход и множество факторов, включая наследственность. Важным аспектом является также то, что данные исследования должны быть максимально уникальными и отражать особенности каждого конкретного случая.


    Для диагностирования ребенка используют следующие средства:

    • Анкеты, составленные для родителей
    • Электроэнцефалография. Она необходима для диагностирования эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство зачастую сопровождается эпилептическими припадками.
    • Ультразвуковое исследование головного мозга. Для выявления аномалий строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС
    • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

    Родители могут самостоятельно заметить определенные изменения в поведении своего ребенка, которые могут быть характерными для аутистического расстройства. Интересно, что некоторые симптомы могут проявиться уже до достижения ребенком года. С первых месяцев жизни малыши проявляют меньшую подвижность, не показывают сильного интереса к ярким игрушкам, а также проявляют ограниченное использование мимики.

    Коррекция РАС

    Расстройства аутистического спектра, нельзя полностью излечить, но существуют методы лечения, которые могут значительно улучшить состояние ребенка и облегчить его адаптацию в семье и обществе. В настоящее время нет единой схемы лечения для этого вида расстройств.

    Основная цель лечения состоит в развитии навыков, которые помогут ребенку наиболее успешно адаптироваться к окружающей среде и самостоятельно выполнять повседневные задачи. Важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать с другими людьми, чтобы установить социальные связи.

    Используются терапевтические манипуляции:

    • Терапия поведения. Специалист ведет наблюдение за тем как ведет себя ребенок в тот или иной отрезок времени. Выясняет особенности его заболевания, реакционные действия на те или иные раздражители. Затем, на основе этого анализа подбирает определенные стимулирующие агенты, помогающие корректировать поведение. Такими агентами могут быть: любимая игрушка, какое-то любимое занятие, с помощью которых специалист закрепляет нужные реакции у малыша (визуальный контакт, разговор, участие в игровой деятельности). Освоение этих навыков раскладывается на мелкие действия, доступные ребенку. Далее сложность увеличивают.
    • Терапия медикаментами. Использование препаратов рекомендовано в случае агрессивного поведения и разных деструктивных расстройствах в поведении. Обычно используют психотропные средства или легкие седативные препараты.
    • Речевая коррекция. Зачастую, у большинства детей с РАС есть нарушения речевого развития, мешающие нормальному общению и социальному взаимодействию. Задача логопеда – научить пациента любым доступным средствам коммуникации. Упражнения, выполняемые регулярно, позволяют добиваться правильности построения предложений, научат языку жестов и внятной речи.
    • Безглютеновая диета. Это обусловлено тем, что у глютен не усваиваются и вызывают эмоциональное раздражение.
    • Физиопроцедуры. ЛФК и массаж эффективно компенсируют нарушения двигательной функции.

    Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии  с естественных наук (Ганновер).

    Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным  диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

    Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

    Оставьте заявку на сайте
    либо по телефону
     +7 (921) 999 – 18 – 21

    Form submission successful!

    Error sending message!

    Также вас могут заинтересовать:
    Сенсорная интеграция
    Детский психолог
    Нейропсихолог
    Нейрологопед