Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Вместо полноценного [Р], произносится искаженный звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь.
Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Самые распространенные причины ротацизма:
- Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними зубами.
- Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
- Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого воздуха.
- Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
- Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм.
- Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью.
Диагностика
Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед проводит диагностику пациента. Затем последовательно осуществляется:
Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Затем определяют мышечный тонус.
Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции звука [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма выполняют проверку речевого слуха.
Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют в разных позициях в слове.
Коррекция
Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров.
Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.
Подготовительный период
Страдающего ротацизмом знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Логопед неоднократно произносит звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».
Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха.
Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день.
Постановка звука
Нормативного произношения можно добиться следующими способами:
по подражанию
от опорных звуков
от звукосочетаний
от артикуляционных упражнений
с механическим пособием
Автоматизация
Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды. Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях. Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.
Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать от 1.5 и больше. Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей, регулярности занятий, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.
Лечение ротацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век. Речь. Интеллект”
Столкнувшись с такой проблемой, как ротацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век. Речь. Интеллект” помогут справиться с данной задачей.
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.