Речь – установившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, которые создаются на основе сложившихся правил.
Речь не является врожденной особенностью человека, это сложный процесс коммуникации систем и органов человека. Каждый ребенок кропотливо самостоятельно осваивает этот сложный навык. Но в некоторых случаях детям необходима помощь специалиста логопеда.
Факторы формирования речи
На формирование и развитие речи влияют нескольких факторов:
Правильное развитие артикуляционного аппарата. В речи участвуют лёгкие, трахея, гортань, глотка, язык, зубы, губы и щёки.
Нормального социального и речевого окружения. Важно наличие у ребенка в семье примера правильной речи.
Правильное развитие головного мозга. За развитие речи отвечает кора головного мозга.
Каждый компонент имеет огромное значение для формирование речи.
КРАЙНЕ ВАЖНО
Для правильного формирования речи обязательно, чтобы ребенок четко слышал речь взрослых. И, соответственно, в случае снижения слуха ребенок не может получит тот самый пример разговорной речи.
Слух – это главный физиологический механизм, которым пользуется мозг для определения интонации речи, правильного произношения звуков. Ребенок повторяет то, что слышит. Речь слабослышащего ребенка отличается отсутствием экспрессивности, скудностью словарного запаса, наличием ошибок в построение предложений. Ребенок может изменять звуковой состав слова, проглатывать окончания слов, говорит невнятно.
Коррекция нарушений у слабослышащих детей
Если вам кажется, что ваш ребенок отстает в речевом развитии очень важно исключить проблемы со слухом. Незамедлительно необходимо показать ребенка ЛОР специалисту для, для того чтобы избежать последствий связанных с потерей слуха. Последствиями такой потери может быть задержка речевого и психоречевого развития.
ВАЖНО!!! В логопедической диагностике различных нарушений речи отличать ОНР от расстройств речи связанных со снижением слуха. Слабослышащих детей можно и нужно научить говорить.
Естественно ребенку с нарушением слуха освоить речь гораздо сложнее нежели сверстнику с нормальным слухом, это вполне выполнимая задача. Специалисты детского центра речи и интеллекта Академия XXI век помогут в этом испытании, разработав индивидуальные упражнения для освоения речи. Задача родителей помогать в регулярном их повторении.
Нарушения звукопроизношения — это ряд недостатков произношения, которые включают в себя следующие формы: дислалия; ринолалия (палатолалия); дизартрия; анартрия; афазия – частично. Нарушение может быть связано с неправильным произношением звуков вследствие низкой грамотности окружающей речи, отсутствием контроля над правильным произношением у ребенка со стороны взрослого, наличие двуязычия в семье, а также патологиями в развитии мозга.
Обычно данного рода нарушения возникают в раннем возрасте и преодолеваются путем комплексного подхода дома и в детском саду. Но встречаются нарушения, имеющие стойкий характер в неправильном произношении некоторых звуков и в таком случае необходимы занятия с логопедом, а иногда и с дефектологом. В последнем случае нарушения связаны с расстройствами речевого слуха, а также незрелостью, артикуляционного аппарата. Подробнее о развитии артикуляционного аппарата читайте здесь.
Нарушения звукопроизношения относятся к самым распространенным недостаткам речи у детей младшего дошкольного возраста. Логопеды склоняются к мнению, что физиологическое нарушение звукопроизношения должно пройти к 5 – 7 годам. В случае, если это не происходит, нужна консультация специалиста.
Виды нарушений звукопроизношения
Специалисты логопеды различают несколько видом нарушений, самые распространенные из них:
Дислания. Ребенок не может произнести звук, либо пропускает его. Может быть двух видов: 1. с сохранным слухом и ЦНС и 2. со сниженным слухом.
Дизартрия. Речь ребенка, выражается в неправильном произношении слов и отдельных звуков. Ребенок испытывает трудность в произношении, речь невнятна и неразборчива. Обусловлена недоразвитием нервной системы у ребенка.
Ламбдацизм. Проявляется в неправильном произношении звука Л. Часто встречается в двуязычных семьях.
Сигматизм. Проявляется в неправильном произношении свистящих и шипящих звуков. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.
Ротацизм. Нарушение в произношении звуков [Р-Р′]. Вместо полноценного [Р], произносится искаженный звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики.
Каппацизм. Гаммацизм. Хитизм. Нарушения связанные с неправильным произношением звуков: к и к’, г и г’, х и х’, соответственно.
Ринолия. Характеризуется физиологическими отклонениями, такими как волчья пасть или заячья губа.
Анартрия. Речь может быть полностью отсутствовать, нарушение связано с поражением нервно-мышечного аппарата. Понимание речи не нарушено.
Стоит отметить
У некоторых детей нарушается произношение одной группы звуков, и такое нарушение называется простое, или мономорфное. У других же нарушается произношение нескольких групп звуков. Такое нарушение называется сложное, или полиморфное.
Зачастую логопедам приходится работать именно со вторым полиморфным нарушением.
Причины возникновения нарушений звукопроизношения
Причинами возникновения подобного рода дефектов у детей с сохраненным интеллектом могут быть:
Снижение слуха. Снижение слуха не только влияет на звукопроизношение но и на речь в целом.
Нарушения фонетического слуха. Когда ребенок фактически имеет хороший слух, но вследствии определенных нарушений не может дифференцировать различные звуки, сходные по звучанию.
Нарушения физиологического строения артикуляционного аппарата. Наличие проблем с челюстями, зубами, расщелины, короткая уздечка.
Нарушения подвижности артикуляционного аппарата. Слабое владение мышцами лица, играющие главную роль в звукопроизношении. Обычно причина этому нарушения связанные с головным мозгом.
Неблагоприятные социально бытовые условия. Например: двуязычие, отсутствие исправления ошибок со стороны взрослых, «сюсюканье», отсутствие примера правильной речи и т.д.
Коррекция звукопроизношения
Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, которая направлена на формирование правильного произношения и развитие речи. Для организации правильной системы коррекции необходимо выявить причину, вызывающую патологию. Если причиной является патология мозга, необходима консультация врача невропатолога и назначение препаратов улучшающих кровоток. Индивидуальный подход логопеда позволить не только скорректировать нарушение, но и развить мышление ребенка, раскрыть его творческий потенциал. Необходимо тщательно следить за формированием речи ребенка, так как позднее выявление дефектов звукопроизношения может существенно сказаться на дальнейшем обучении ребенка.
Каждый родитель рано или поздно сталкивается с проблемой поиска хорошего детского центра развития для своего ребенка. При этом у каждого родителя есть свои критерии для выбора центра, каждый отталкивается от своих нужд и потребностей своего ребенка. Наш детский центр развития «Академия речи и интеллекта XXI век» удовлетворит, пожалуй, самых требовательных и щепетильных родителей. В детском центре под руководством профессора Маргариты Юрьевны Данилкиной работают высококвалифицированные специалисты в области развития, абилитации и реабилитации. Мы используем современные доказательные методики для работы с детьми с ОВЗ. Наша уникальность в том, что мы создали сенсорно-развивающее мотивирующее и активизирующее речь и высшие психические функции пространство для детей, не имеющее аналогов в нашей стране. Здесь каждый ребёнок двигается вверх и вперед по индивидуальной программе обучения по самым передовым и эффективным методикам развития и коррекции. Чем раньше вы начнете занятия, тем выше шансы добиться максимальной коррекции.
НАШ ДЕВИЗ!
Ваши дети – наши дети! Мы делаем Все возможное для их счастья!
Ждем вас на консультацию в нашем центре «Академия речи и интеллекта XXI век», который удобно расположился в Красногвардейском районе недалеко от станций метро «Гражданский проспект», «Академическая», «Политехническая», «Площадь Мужества» и «Площадь Ленина». Добраться до нас можно от любой из них.
Нарушение речи у детей
Столкнувшись с проблемой, связанной с нарушением речи у ребенка мы обращаемся к невропатологу, а он, в свою очередь, обязательно направляет нас к коррекционному педагогу: логопеду или дефектологу. Необходимо отметить, что две эти специализации находятся на границе педагогики, медицины и психологии и имеют много общего, при этом они не являются врачебными специализациями. Оба педагога помогают детям бороться с нарушениями речи и полноценно познавать этот мир. Логопед занимается с условно здоровыми детьми, которые имеют незначительные отклонения в произношении отдельных звуков. Дефектолог занимается корректировкой нарушений с детьми, имеющими такие диагнозы как умственная отсталость, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др. Другими словами дефектология – это наука, которая изучает процессы обучения и адаптации детей с особенностями развития.
Стоимость услуг в детском центре «Академия речи и интеллекта XXI век»
Если у Вашего малыша выявлены такие патологии как: поражение центральной нервной системы, слуха, речевого аппарата, то следует не откладывать, а как можно раньше начинать занятия с дефектологом для того, чтобы возможное отставание в речи, интеллекте и письме были наименее заметны. Каждый пропущенный день – это упущенная возможность жить полноценной жизнью для ребенка . Ждем вас на консультацию для диагностики и обсуждения индивидуальной программы обучения вашего ребёнка. Прием продолжительностью 45 минут будет стоить от 2500 рублей.
Каждый родитель рано или поздно сталкивается с проблемой поиска хорошего детского центра развития для своего ребенка. При этом у каждого родителя есть свои критерии для выбора центра, каждый отталкивается от своих нужд и потребностей своего ребенка. Наш детский центр развития «Академия речи и интеллекта XXI век» удовлетворит, пожалуй, самых требовательных и щепетильных родителей. В детском центре под руководством профессора Маргариты Юрьевны Данилкиной работают высококвалифицированные специалисты в области развития, абилитации и реабилитации, использующие современные доказательные методики для работы с детьми с ОВЗ. Наша уникальность в том, что мы создали сенсорно-развивающее мотивирующее и активизирующее речь и высшие психические функции пространство для детей, не имеющее аналогов в нашей стране, где каждый ребёнок двигается вверх и вперед по индивидуальной программе обучения по самым передовым и эффективным методикам развития и коррекции. Чем раньше вы начнете занятия, тем выше шансы добиться максимальной коррекции.
НАШ ДЕВИЗ!
Ваши дети – наши дети! Мы делаем Все возможное для их счастья!
Ждем вас на консультацию в нашем центре «Академия речи и интеллекта XXI век», который удобно расположился в Красногвардейском районе недалеко от станций метро Новочеркасская и метро Ладожская. Добраться до нас можно от любой из них.
Нарушение речи у детей
Столкнувшись с проблемой, связанной с нарушением речи у ребенка мы обращаемся к невропатологу, а он, в свою очередь, обязательно направляет нас к коррекционному педагогу: логопеду или дефектологу. Необходимо отметить, что две эти специализации находятся на границе педагогики, медицины и психологии и имеют много общего, при этом они не являются врачебными специализациями. Оба педагога помогают детям бороться с нарушениями речи и полноценно познавать этот мир. Логопед занимается с условно здоровыми детьми, которые имеют незначительные отклонения в произношении отдельных звуков. Дефектолог занимается корректировкой нарушений с детьми, имеющими такие диагнозы как умственная отсталость, задержки психического развития, задержки психоречевого развития и др. Другими словами дефектология – это наука, которая изучает процессы обучения и адаптации детей с особенностями развития.
Стоимость услуг в детском центре «Академия речи и интеллекта XXI век»
Если у Вашего малыша выявлены такие патологии как: поражение центральной нервной системы, слуха, речевого аппарата, то следует не откладывать, а как можно раньше начинать занятия с дефектологом для того, чтобы возможное отставание в речи, интеллекте и письме были наименее заметны. Каждый пропущенный день – это упущенная возможность жить полноценной жизнью для ребенка. Ждем вас на консультацию для диагностики и обсуждения индивидуальной программы обучения вашего ребёнка. Прием продолжительностью 45 минут будет стоить от 2500 рублей.
Речь — неотъемлемый элемент коммуникации, благодаря которому человек способен выражать себя, свои мысли и идеи, а красивый голос и грамотно поставленная речь — это неотъемлемая часть успеха и уверенности, наравне с внешним видом, поведением и интеллектом.
Благодаря технике речи и свободному голосу мы способны донести свои идеи, привлекать и удерживать внимание собеседника и аудитории, мотивировать людей. Красивая речь располагает к доверию, эмпатии и взаимопониманию.
Чтобы научиться красиво говорить, кроме правильного дыхания, оратору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить.
Поставить голос – выявить природные задатки голосового аппарата и развить их, т.е. улучшить звучание речи путем тренировки. Постановка предполагает слаженную качественную работу трех составляющих: речевого дыхания, звучание голоса, дикции.
Назначение речевого дыхания – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через связки, чтобы звучание был достаточно громким и ровным.
Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах зала даже при слабом звучании. Плохая дикция – глушитель речи, грубый ее недостаток. Для обеспечения четкой дикции требуется дисциплина в произношении каждого согласного звука. Следует говорить «активным ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться). Согласные звуки надо четко артикулировать.
Постановка голоса требует развития следующих характеристик: силы, тональности и тембра.
1. Сила тренируется громким пением и декларированием (произнесением речей). Связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.
2. Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона .
3. Тембр показывает его насыщенность добавочными тонами, – к основному тону голоса, рожденному в связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в связках, от стенок резонаторов.
Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску, надо говорить на центре голоса.
Центр голоса – это та нота в диапазоне, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. Прозвучавшая нота – центр голоса). Он укрепляется громким пением и декларированием на центральной голосовой ноте.
Помимо специальных напевных и речевых упражнений, можно тренироваться, контролируя элементы постановки голоса в повседневных разговорах.
Улучшение дикции, постановка голоса и дыхания в центре
“Академия XXI век. Речь. Интеллект”
Постановка голоса и дыхания, улучшение дикции – кропотливая и нелёгкая работа. Результаты работы поразят вас изменениями не только в звучании голоса, но и в восприятии себя, своего голоса и умении красиво и изысканно излагать мысли.
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Нередко установка зубного протеза сопутствует ряду неудобств: нечёткая речь, изменение вкусовыхощущений, усиление слюноотделения. Привыкание к зубным системам процесс достаточно быстрый (от недели до месяца).
Внедрение новой конструкции является раздражителем для полости рта. Их конструкция меняет форму и ощущения твёрдого нёба, расположение зубов и челюстей. Язык улавливает эти изменения, его мышцы вынуждены искать новые положения для правильного звукопроизношения. Поэтому первые этапы адаптации иногда сопровождаются нарушениями произношения звуков.
После установки ортодонтических систем и завершения курса лечения можно столкнуться со следующими речевыми трудностями:
Нарушение произношения звуков;
Нарушение дикции (невнятная речь);
Неприятные ощущения во время речи.
Чтобы искоренить эти проблемы, необходимо как можно быстрее начать восстановительную работу. С любой из речевых проблем вам и поможет логопед. Для каждого человека будет разработана индивидуальная программа восстановления речи, которая учитывает именно ваши трудности.
Физический дискомфорт во время речи обусловлен изменением подвижности органов артикуляции. Для устранения этой проблемы логопед подберет и научит вас специальным упражнениям артикуляционной гимнастики. Они увеличат подвижность языка, нёба; помогут принять органам речи протез.
Аналогичная работа проводится логопедом по коррекции дикции. Дискомфорт во рту, нарушение подвижности органов артикуляции – вот причины нарушения дикции. Работа при нарушениях включает в себя: артикуляционную гимнастику и речевые упражнения. Воздействие происходит в щадящем режиме: сначала произносятся отдельные звуки, после слоги. Когда артикуляционный аппарат готов к усложнению речевого материала, начинаем читать вслух спокойным голосом в медленном темпе, чётко проговаривая звуки. Это же правило применимо и для обыденной речи: медленно, тихо, чётко. Если коррекционная работа была начата своевременно, то речевая функция вернётся достаточно быстро. А вы сможете снова легко и свободно разговаривать.
Нарушения произношения – ещё одна из трудностей, которая может встретиться вам после установки зубных аппаратов. Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, свистящих и их мягких форм, сонорных. Это те звуки, при которых больше всего задействовано мышц, а язык активно работает. Чтобы восстановить утраченные звуки, логопед начинает работу с подбора и обучения специальным упражнениям для артикуляции, дыхания. Они помогут активизировать мышцы и органы речевого аппарата. Вернув подвижность, можно приступать к постановке звуков. Когда верный звук получился, его произношение необходимо закрепить, начиная с изолированного произношения и слогов, заканчивая текстами и обыденной речью.
Восстановление речи после установки зубного протеза в Центре “Академия XXI век. Речь. Интеллект”
Реабилитация речи после установки зубного протеза в центре проводится квалифицированным специалистами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи.
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Наиболее частыми последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций. Расстройства речи после инсульта возникает вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и их проводящих путей. В зависимости от локализации и величины зоны поражения, нарушения речи могут проявляться в виде афазий: Моторная афазия:
Афферентная — проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз, или иначе, артикулем. В устной речи больных это проявляется в: поисках артикуляции.
Эфферентная — речь становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Больной относительно легко произносит отдельные звуки но, испытывает существенные затруднения при произнесении слов и фраз.
Сенсорная афазия. Расстройство фонематического слуха, обуславливают грубые нарушения импрессивной речи-понимания. Звуки теряют свое стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.
Динамическая афазия. Речевой дефект проявляется в речевой аспонтанности и инактивности. Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге.
Амнестические нарушения. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринимаемой на слух информации, сужение объема запоминания.
Семантическая афазия. То есть не способность воспринимать сложные логико-грамматические обороты речи.
Выбор способа реабилитации речи
Нарушения речи считаются наиболее сложными последствиями инсульта. На восстановление речевых функций требуется очень много времени, в среднем – 2-3 года, а в некоторых случаях – до 6 лет. При этом эффективность лечения во многом зависит от того, насколько быстро начнется процесс реабилитации, и от методов воздействия. Реабилитация речи после инсульта является обязательной частью комплексной программы восстановительного обучения. При этом нужно помнить, что способность говорить не вернется к человеку спонтанно – этого можно добиться только ежедневными занятиями со специалистами по индивидуальной программе в зависимости от речевой патологии. Методика и продолжительность занятий определяются индивидуально.
Лечебный курс по восстановлению речи — логопедом после инсульта.
В какой бы степени не были выражены нарушения речи у пациентов, занятия с логопедом после инсульта являются обязательной составляющей процесса реабилитации. квалифицированный специалист сможет правильно оценить готовность больного к тому или иному виду занятий, определить их оптимальную продолжительность, скорректировать программу в зависимости от состояния пациента. Восстановление речи после инсульта проводится в сочетании с адекватной медикаментозной терапией.
Восстановление речи после инсульта и черепно-мозговой травмы
Реабилитация речи после инсульта в центре проводится квалифицированными специалистами. После предварительной диагностики и осмотра пациента, специалисты составляют индивидуальную программу восстановления речи и других высших психических функций.
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Столкнулись с проблемой нервной системы, незрелостью или повреждением мозга?
➤
Везде обращались, а результата нет?
➤
У ребенка нарушение речи, интеллекта, поведения?
➤
Мы поможем!Будущее Вашего ребенка начинается У НАС
Сигматизм – это фонетическое нарушение, выражающееся в ненормативном произношении свистящих и шипящих звуков, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом. Исправление недостатков произношения этих звуков начинается с развития у ребенка умения различать их на слух. Далее проводится артикуляционная гимнастика. Затем отрабатывается правильная артикуляция.
Виды сигматизма:
1. Межзубный сигматизм. Данный вид сигматизма выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.
2. Губно-зубной сигматизм. При данном сигматизме свистящие или шипящие звуки произносятся подобно звукам Ф и В, т.е. при таком положении частей артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С.
3. Призубный сигматизм. Данный вид сигматизма отличается тем, что при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие чего отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з слышатся звуки т и д.
4. Шипящий сигматизм. Звуки произносятся при следующем положении языка: кончик его оттянут от нижних резцов вглубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж .
5. Боковой сигматизм. Свистящие или шипящие звуки могут произноситься двумя способами: кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук;
6. Носовой сигматизм. При данном виде сигматизма свистящие или шипящие звуки произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком
Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.
Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш — с, ж — з, ч — ц, щ — с’. Такая замена называется свистящим сигматизмом.
Диагностика
Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:
Артикуляторных органов. Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту пациента.
Состояния звукопроизношения. Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения, количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.
Если у пациента предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.
Коррекция
Медицинская помощь
Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.
При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.
Логопедическая коррекция
Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:
Подготовительный. На этом этапе формируются необходимые артикуляционные уклады: правильное положение губ, языка. Ведется работа над развитием силы и направления воздушной струи. Методы, с помощью которых достигаются поставленные задачи, включают артикуляционную и дыхательную гимнастику, по показаниям – логопедический массаж.
Звукопостановка. Осуществляется разными способами: по подражанию, с использованием артикуляционных упражнений или с помощью инструментов.
Автоматизация. Добившись правильного произнесения изолированного звука, переходят к его закреплению, последовательно вводя в слоги, слова, фразы и спонтанную речь. После отработки твердых звуков приступают к усвоению их мягких пар. Этап дифференциации для сигматизма и других звуковых искажений не предусмотрен.
Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).
Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр.
Лечение сигматизма
Столкнувшись с такой проблемой, как сигматизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование в центре “Академия речи и интеллекта XXI век” помогут справиться с данной задачей.
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Ротацизм (картавость) – это дефектное произношение звуков [Р-Р′], не соответствующее фонетическим нормам русского языка. Вместо полноценного [Р], произносится искаженный звук. Нарушение обнаруживается в ходе логопедической диагностики. Коррекция ротацизма предполагает выработку правильного артикуляционного уклада, развитие силы и направленности воздушного потока, автоматизацию нормативного звука и введение его в речь.
Звук [Р] – самый сложный по способу артикуляции: требует дифференцированных движений артикуляционных мышц, активного участия кончика языка, достаточного по силе речевого выдоха. Обычно этот звук появляется в детской речи позже других, в 5-6 лет. Ротацизмы составляют 26% от всех нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Самые распространенные причины ротацизма:
Аномалии языка. Укороченная подъязычная связка препятствует подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение за верхними зубами.
Аномалии зубочелюстной системы. Небные расщелины обусловливают носовой оттенок при произнесении всех ротовых звуков, в том числе [Р]. Затрудняет правильную артикуляцию высокое твердое небо.
Слабость артикуляционных мышц. Недостаточно сильные движения мышц языка приводят к приблизительной артикуляции звуков и не обеспечивают их нормативное звучание. Причиной отсутствия достаточной вибрации языка выступает слабая струя выдыхаемого воздуха.
Нарушение фонематического слуха. В этом случае ребенок попросту не отличает на слух правильного произношения от неправильного. Как причина ротацизма встречается редко, чаще приводит к звуковым заменам.
Дизартрия. При спастичном состоянии артикуляторной мускулатуры отмечается увулярный и велярный ротацизм.
Подражание и двуязычие. Ребенок может принимать за норму дефектное звукопроизношение, если кто-то из членов семьи картавит, не следит за своей речью.
Диагностика
Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед проводит диагностику пациента. Затем последовательно осуществляется:
Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Затем определяют мышечный тонус.
Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции звука [Р] важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.
Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма выполняют проверку речевого слуха.
Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют в разных позициях в слове.
Коррекция
Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров.
Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.
Подготовительный период
Страдающего ротацизмом знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков [Р] и [Р’]. Логопед неоднократно произносит звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».
Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха.
Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день.
Постановка звука
Нормативного произношения можно добиться следующими способами:
по подражанию от опорных звуков от звукосочетаний от артикуляционных упражнений с механическим пособием
Автоматизация
Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды. Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях. Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком [Р]. В заключении в работу берут стихи и рассказы.
Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать от 1.5 и больше. Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей, регулярности занятий, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.
Лечение ротацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век. Речь. Интеллект”
Столкнувшись с такой проблемой, как ротацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век. Речь. Интеллект” помогут справиться с данной задачей.
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.
Предварительно, перед ознакомлением с правилами постановки и автоматизации звуков, необходимо ознакомиться с разновидностями неправильного произношения звуков в целом. Существует несколько уровней неправильного произношения звуков
1. Звук совсем не произносится, ребенок не говорит его в речи, словах, слогах и даже изолированно.
2. Есть изолированный звук, ребенок употребляет его в несложных словах, но во фразовой речи звук отсутствует (требуется автоматизация).
3. Ребенок произносит звук изолированно, в словах, фразовой речи, если произносит предложение медленно и сосредоточенно. Но в обычном потоке речи звук смешивается с другим звуком, близким по артикуляции (С-Ш, З-Ж, Р-Л Д-Т и т. д.).
В зависимости от уровня неправильного произношения вытекает дальнейшая работа: звук надо “ставить” и автоматизировать, звук необходимо только автоматизировать или необходимо проводить дифференциацию с другими звуками.
Необходимо знать, что иногда дефекты не самостоятельные нарушения, а являются частью более сложных дефектов (при алалии, дизартрии).
Сроки постановки правильного произношения звука
Сроки постановки звука зависят от ряда важных факторов: степени сложности речевого дефекта, регулярности занятий, возраста ребенка и его индивидуальных качеств.Постановка звука иногда занимает 1-2 занятия, а автоматизация (закрепление) 3-4. В другом случае требуется только 7-10 занятий, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки того или иного звука. Оба варианта абсолютно нормальны. Главное – регулярность и последовательность. Таким образом вы быстрее добьетесь желаемого результата.
Этапы логопедической работы.
1.Подготовительный.
На этом этапе формируется и развивается слуховое внимание и фонематическое восприятие звука, проводится артикуляционная гимнастика. Если у ребенка есть нарушения в развитии речевых органов ( неправильный прикус, расщелины нёба), следует обратиться к врачу. При укороченной подъязычной связке есть возможность исправить недостаток с помощью специальных упражнений. Если ребенок совсем не говорит, на этом этапе стимулируют первые речевые проявления, вызывают звукоподражания.
Подготовительный этап очень важен, его успешность во многом зависит от родителей, которые должны следить за регулярным и правильным выполнением ребенком всех упражнений.
2.Постановка звука, автоматизация звука, дифференциация со звуком, близким по артикуляции.
Поставить звук — значит, добиться правильного произношения звука изолированно. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам (языку, губам) положение, свойственное правильной артикуляции данного звука.
После постановки звука логопед и родители добиваются автоматизации (закрепления) звука сначала в слогах, затем в словах, фразах, предложениях и, наконец, в обычной повседневной речи.
На этапе дифференциации звуков ребенка учат не смешивать звук с близким по артикуляции, работа ведется постепенно, сначала в слогах, постепенно доходя до дифференциации в самостоятельной речи. Работа обязательно проводится перед зеркалом: ребенок должен видеть положение языка и губ при произношении разных по артикуляции звуков.
3.Формирование коммуникативных умений и навыков.
Полное введение звука в речь, проговаривание звука во всех ситуациях общения.
Постановка и автоматизация звуков у детей в Санкт-Петербурге
Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.