Мой ребенок шепелявит – нередкая фраза, проносящаяся в голове родителей. Главное здесь понять – в этом нет ничего страшного.
Шепелявость — расстройство речи, вид нарушения звукопроизношения. Проявляется в трудности воспроизведения свистящих и шипящих звуков. Зачастую дефект исчезает в возрасте пяти лет, после развития артикуляционного аппарата. Но гарантии в этом нет. Поэтому, когда ребенок сильно шепелявит, стоит начать упражнения для развития органов речи.
Чем раньше – тем лучше!
Считается, что если ребенок шепелявит до пяти лет, то это не должно вызывать беспокойства. Это даже может показаться милым. Теперь представьте, что это 16-ти летняя девушка в школе, взрослая женщина на работе. Скорее всего, ей будет не комфортно общаться с людьми и заводить знакомства. То же самое касается мужчин. Шепелявость влияет на дальнейший образ жизни и мешает добиваться поставленных целей. Человек просто стесняется говорить, высказать мнение и свои идеи.
Наивно ожидать, что дефект исчезнет сам по себе к 5-6 годам. Если этого не происходит, на ребенка ложится слишком много. В конце концов, он собирается пойти в школу. Тогда обычный день детей прерывается посещением стоматологов, логопедов, дефектологов и бесчисленными домашними тренировками. Для эмоционального истощения есть все предпосылки: стрессы, перегрузки, требования от взрослых. Ребенок может бояться, что сверстники над ним посмеются. Чем раньше начнется лечение, тем лучше.
Упражнения для профилактики шепелявости у детей
Расслабляем мышцы языка. Нужно облизать верхнюю губу, движением сверху вниз, затем расслабить язык. Теперь произнесите «трудные» звуки. В таком порядке выполните действия несколько раз. Для начала делайте это вместе с ребенком – надо показать пример.
«Непослушный язык». Дети очень любят это упражнение. Они делают его с детства неосознанно, просто играясь. Поэтому следите за правильностью выполнения. Представьте, что язык — ровная лопатка, которую нужно выложить на нижнюю губу и заговорить, как забияка «ля-ля-ля». При этом губа не должна подгибаться.
«Блинчик». Это упражнение-массаж. Пусть ребенок представит, что язык — блин, который надо разложить на нижних зубах, немного высунув вперед. А теперь, слегка покусываем его передними зубками за кончик. Как будто хотел рассказать тайну и передумал. После этого упражнения язычок должен отдохнуть.
«Чашечка». Хорошо, если следует за «блинчиком», ведь он вкуснее с чаем. Так, ваше дитя не забудет последовательность занятий. Нужно зафиксировать челюсть, будто она замерзла. Теперь не высовывая язык, нужно придать ему форму чашечки, подняв края и кончик вверх. В этом положении, попытайтесь произнести букву «з». Не отчаивайтесь, услышав вместо этого букву «ж» — это нормально.
Упражнения со словами
«Пробка». Древнее упражнение, которое практикуется при разных речевых дефектах. Нужно зажать пробку от вина, либо другой, но безопасный предмет в зубах и приступить к чтению. Старайтесь выговаривать слова максимально понятно. Если ребенок еще не читает, то пусть повторяет за вами стишки, рассказывает короткие сказки.
Скороговорка. Выберите скороговорки, которые понятны ребенку или которые вы можете объяснить. В противном случае урок превращается в повторение ряда слов. Но становится намного интереснее с пониманием значения. При данном дефекте скороговорки подходят для работы со звуками: ч, ш, щ, ж, с, з, ц.
В любом случае, главное – это забота о своем ребенке. А она от части проявляется за наблюдением за здоровьем и возможными нарушениями. Если у вашего ребенка есть определенные проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалисту.
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.