Ребенок начинает говорить потому что говорят вокруг него. Это самое главное условие. Поэтому родители должны всегда разговаривать со своим ребенком. И многие родители так и делают. Но при это все равно у разных детей способность к речи проявляется в разное время. Это также зависит от того, общаются ли вокруг ребенка. Давайте разберемся каким образом происходит развитие речи детей дошкольного возраста.
Сюсюкайте с ним… пока он в колыбели!
Собственными средствами общения ребенок владеет с первого дня жизни. Когда младенцу, даже новорожденному, больно, неудобно, когда он хочет есть или пить — он кричит или плачет, выражая тем самым свои специфические потребности.
Двух-трехмесячный ребенок, отвечая на обращение к нему или инициируя контакт с окружающими, использует предречевые вокализации, он уже начинает “гулить”, “агукать”, и это обычно свидетельствует о том, что все хорошо, он всем доволен. Количество и разнообразие звуков растет, младенцу приятно издавать эти звуки, ему так же приятно их слышать, он чрезвычайно внимателен к реакции родителей на его «высказывания». Общение родителей с детьми на этом этапе строится в основном именно на таком обмене звуками. Ребенок очень рано начинает узнавать маму, отличать голос матери от голосов других взрослых.
Мы склоняемся к малышу, и наш разговор с ним сводится всего лишь к поочередному произнесению «агу», «гули-гули» или чего-то подобного, при этом и мы, и малыш одинаково довольны. Но это не просто «гули-гули»: очевидно, что взрослый меняет голос, приспосабливая его к детскому, что, общаясь с ребенком, он начинает играть интонациями и ритмом речи, «коверкает» слова…
– Не бойтесь показаться смешными — без всяких сомнений сюсюкайте и лепечите, общаясь с младенцем.
– Научные исследования показывают, что именно сюсюканье, к которому взрослые прибегают интуитивно, обладает теми ритмическими и звуковыми характеристиками, которые делают речь взрослого привлекательной для совсем маленького ребенка.
– Слова превращаются в музыку, а сопровождающие их телодвижения — в танец, поэтому ребенок так реагирует. Если пользоваться средствами нормальной речи, подобного эффекта не будет.
– Не забывайте делать паузы, чтобы малыш мог вам «ответить»!
– Старайтесь говорить с ребенком в такой позе, при которой ваше лицо максимально к нему приближено: младенец не только слушает, но и смотрит на вас, особенно — на ваш рот, и учится приспосабливать слова к движениям губ и, наоборот, учится артикуляции. Живая речь предполагает участие в ней и тела.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Основные этапы
Язык, который слышит вокруг себя ребенок, усваивается им постепенно, так же — от этапа к этапу — происходит и развитие речи: отдельные гласные звуки, гуленье, агуканье, лепет, «особые» слова, первые настоящие слова, словосочетания — все это еще до того, когда ребенок начнет конструировать фразы и правильно пользоваться местоимением «я».
Лепет.
Ребенок произносит удвоенные или утроенные слоги: «та-та», «да-да», «ма-ма-ма» — к восьми-девяти месяцам.
Первые слова.
Они приходят не раньше чем к десяти месяцам — году: ребенок наконец выговаривает долгожданное «мама» или «папа».
«Особые» слова.
Специфически детские. Впервые их можно услышать от ребенка, которому примерно год и три месяца. Каждое такое слово — это последовательность звуков, имитирующая реально существующие слова, но совершенно непонятная, хотя по интонации внимательные родители иногда и могут догадаться, что это значит, потому что к этому времени малыш уже располагает лексиконом из шести-десяти слов.
Словосочетания.
К двум годам словарь малыша обогащается словосочетаниями вроде «тутите мутити» («включите музыку») или «дати ляпака» («дайте яблоко»). Ребенок начинает сопровождать слова жестами: протягивает руку и говорит «дай!».
Если в пять лет ребенок все еще сюсюкает и лепечет
Речевые расстройства часто возникают в результате психоэмоциональной незрелости.
Даже если вы сами не сюсюкаете с ребенком и дома не умиляются каждому его неправильному словечку, у него может наблюдаться некий возврат в прошлое, в одних случаях — временный, преходящий (чаще всего такое бывает после рождения в семье еще одного малыша), в других — связанный с трудностями роста, взросления.
Ребенку может понадобиться помощь психолога и логопеда. Особенно если психоэмоциональное отставание сопровождается у него речевым. Бедность словаря, не характерное уже для этого возраста трудностями в построении словосочетаний и фраз.
В любом случае, главное – это забота о своем ребенке. А она от части проявляется за наблюдением за здоровьем и возможными нарушениями. Если у вашего ребенка есть определенные проблемы с речью, не стесняйтесь обращаться к специалисту.
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.