- Что такое ЗРЗ?
- Симптомы ЗРЗ у детей
- Виды ЗРЗ
- Причины ЗРЗ у детей
- Диагностика ЗРЗ у детей
- Лечение и коррекция ЗРЗ
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития — это ряд расстройств, которые характеризуются задержкой освоения навыков устной речи у детей раннего возраста и письменной речи у школьников. Поскольку дети с таким расстройством имеют скудный словарный запас, они с трудном выражают свои мысли, из-за чего испытывают трудности в общении и коммуникации со сверстниками.
Симптомы задержки речевого развития у детей
Основные симптомы ЗРР:
- Отсутствие у ребенка двух лет формирования элементарных слов, таких как “мама” и “папа”;
- Трудности с произношением звуков и формированием слов;
- Ограниченный словарный запас и использование простых предложений;
- Отставание в развитии речевых навыков по сравнению с ровесниками;
- Недостаток коммуникативных навыков и способности к общению.
Виды задержки речевого развития
Существует несколько видов задержки речевого развития. Вот некоторые из них:
- Задержка в формировании речи: когда ребенок отстает в произношении слов и фраз, способности строить предложения;
- Задержка в речевом развитии: характеризуется общим недоразвитием умения общаться, понимать и использовать язык;
- Фонологическая задержка: ребенок испытывает трудности с произношением звуков и звукосочетаний;
- Задержки в коммуникативных навыках: влияют на способность ребенка взаимодействовать и общаться с окружающим миром.
Причины задержки речевого развития у детей
Задержка речевого развития может иметь разные причины. Некоторые из ключевых факторов:
- Генетические аспекты: наследственные факторы могут оказывать влияние на формирование речевых умений;
- Проблемы со слухом: нарушения слуха или проблемы с восприятием звуков;
- Прошлые медицинские трудности: осложнения в раннем детстве, трудные или преждевременные роды;
- Недостаток стимуляции: отсутствие языковых стимулов в окружении младенца или недостаточная коммуникация;
- Социальные условия: трудности в семье или обществе в раннем возрасте, особенно при отсутствии должной поддержки и внимания;
- Неврологические и психические трудности: расстройства нервной системы, задержки в развитии;
- Специфические языковые расстройства: некоторые дети сталкиваются с языковыми проблемами, такими как дислексия или дисграфия.
Диагностика задержки речевого развития у детей
Диагностика данной патологии обычно включает несколько этапов. Вот общий подход к диагностике задержки речевого развития у детей:
- Сбор анамнеза: Специалисты проводят сбор анамнеза, включая информацию о развитии речи и языка у ребёнка, его медицинской и семейной истории, факторах риска и возможных проблемах;
- Наблюдение и оценка: Логопед или специалист проводит наблюдение за ребенком, оценивает его речевую моторику, способность произносить звуки и контролировать интонации;
- Речевая оценка: Ребёнку могут быть предложены различные задания для оценки его способности правильно произносить слова, контролировать скорость и ритм речи, а также артикулировать звуки;
- Скрининг речевой моторики: Могут использоваться специальные тесты для оценки моторики речи, скорости произношения и других аспектов задержки речевого развития;
- Экспертная консультация: После проведения всех оценок и тестов, специалисты могут обсудить результаты с родителями, предложить план коррекции и дать рекомендации по развитию речевых навыков ребенка.
Раннее выявление задержки речевого развития может помочь в своевременном начале коррекции и обеспечить более эффективное развитие речи и языковых навыков у ребенка.
Критерии оценки развития детей
Развитие речи в онтогенезе (нормальном развитии) у всех людей имеет свои возрастные ориентиры:
- к 1 году – ребенок должен иметь в активном словаре до 15 слов, возможно лепетных, но ребенок этим словом обозначает окружающие его предметы (мама, папа, баба, ляля, биби и др.);
- к 2 годам – ребенок говорит фразы и простые предложения, (мама ди (мама иди), мама дай), в звуковом содержании в норме есть не все звуки, активно отвечает на вопросы, понимает обращенную речь, активно называет предметы, цвета, действия. Употребляет местоимения (я, мое);
- к 6 – 7 годам речь ребенка хорошо развита. Высказывает свое мнение, логически обосновывает поступки. Словарный запас богатый. С интересом относится к сложным понятиям букв, цифр, чтения, письма, математике. Есть желание идти в школу. Свободно общается со сверстниками и взрослыми. Может подбирать слова синонимы и антонимы. Пользуется наречиями, числительными. Может быть небольшие аграмматизмы в речи, но при обращении внимания к неправильности начинают исправлять ошибки. В звуковом произношении все звуки должны быть в правильном употреблении. Могут вставать звуки «Р-РЬ»;
- к школе ребенок должен иметь развернутую фразовую речь, активно общаться, понимать и знать различные понятия и слова.
Если вы замечаете, что ваш ребенок не способен выполнить какое-либо действие из своей возрастной категории, то необходимо обратиться за консультацией невропатолога и логопеда.
Лечение и коррекция задержки речевого развития
Лечение задержки речевого развития рекомендуется проводить с двух лет. Помните, что задержка в лечении ЗРР может перерасти в более серьёзную форму – задержку психоречевого развития ЗПРР. Это более серьезная патология и отставания от сверстников у детей с ЗПРР существенно выше. Справиться с такими патологиями развития речи как ЗРР и ЗПРР поможет комплексная работа нескольких специалистов:
- Невропатолог. Доктор назначит медикаментозное лечение, которое скомпенсирует причину, приведшую к развитию патологии.
- Дефектолог. Специалист начинает работу с ребенком с двухлетнего возраста. В игровой форме он будет развивать моторику ребенка, его мышление, внимание и память.
- Логопед. Научит проводить логопедический массаж для разработки мышц артикуляции. Поможет сформировать правильное звукопроизношение у ребенка. Научит составлять предложение.
Комплексный подход поможет максимально быстро привести ребенка к нормальной жизни и правильному гармоничному развитию.
Запишитесь в наш детский центр «Академия речи и интеллекта XXI век» профессора М.Ю. Данилкиной, заполнив форму или по телефону: +7 (921) 999‑18‑21. Специалисты центра помогут выявить задержку речевого развития и предложат комплексную программу для коррекции речевых функций.