Санкт-Петербург
Ежедневно с 10:00 до 20:00
+7 921 999 18 21

Задержка речевого развития у детей

Содержание страницы:

  • Что такое ЗРЗ?
  • Симптомы ЗРЗ у детей
  • Виды ЗРЗ
  • Причины ЗРЗ у детей
  • Диагностика ЗРЗ у детей
  • Лечение и коррекция ЗРЗ

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития — это ряд расстройств, которые характеризуются задержкой освоения навыков устной речи у детей раннего возраста и письменной речи у школьников. Поскольку дети с таким расстройством имеют скудный словарный запас, они с трудном выражают свои мысли, из-за чего испытывают трудности в общении и коммуникации со сверстниками.

Симптомы задержки речевого развития у детей

Основные симптомы ЗРР:

  • Отсутствие у ребенка двух лет формирования элементарных слов, таких как “мама” и “папа”;
  • Трудности с произношением звуков и формированием слов;
  • Ограниченный словарный запас и использование простых предложений;
  • Отставание в развитии речевых навыков по сравнению с ровесниками;
  • Недостаток коммуникативных навыков и способности к общению.

Виды задержки речевого развития

Существует несколько видов задержки речевого развития. Вот некоторые из них:

  • Задержка в формировании речи: когда ребенок отстает в произношении слов и фраз, способности строить предложения;
  • Задержка в речевом развитии: характеризуется общим недоразвитием умения общаться, понимать и использовать язык;
  • Фонологическая задержка: ребенок испытывает трудности с произношением звуков и звукосочетаний;
  • Задержки в коммуникативных навыках: влияют на способность ребенка взаимодействовать и общаться с окружающим миром.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития может иметь разные причины. Некоторые из ключевых факторов:

  • Генетические аспекты: наследственные факторы могут оказывать влияние на формирование речевых умений;
  • Проблемы со слухом: нарушения слуха или проблемы с восприятием звуков;
  • Прошлые медицинские трудности: осложнения в раннем детстве, трудные или преждевременные роды;
  • Недостаток стимуляции: отсутствие языковых стимулов в окружении младенца или недостаточная коммуникация;
  • Социальные условия: трудности в семье или обществе в раннем возрасте, особенно при отсутствии должной поддержки и внимания;
  • Неврологические и психические трудности: расстройства нервной системы, задержки в развитии;
  • Специфические языковые расстройства: некоторые дети сталкиваются с языковыми проблемами, такими как дислексия или дисграфия.

Диагностика задержки речевого развития у детей

Диагностика данной патологии обычно включает несколько этапов. Вот общий подход к диагностике задержки речевого развития у детей:

  • Сбор анамнеза: Специалисты проводят сбор анамнеза, включая информацию о развитии речи и языка у ребёнка, его медицинской и семейной истории, факторах риска и возможных проблемах;
  • Наблюдение и оценка: Логопед или специалист проводит наблюдение за ребенком, оценивает его речевую моторику, способность произносить звуки и контролировать интонации;
  • Речевая оценка: Ребёнку могут быть предложены различные задания для оценки его способности правильно произносить слова, контролировать скорость и ритм речи, а также артикулировать звуки;
  • Скрининг речевой моторики: Могут использоваться специальные тесты для оценки моторики речи, скорости произношения и других аспектов задержки речевого развития;
  • Экспертная консультация: После проведения всех оценок и тестов, специалисты могут обсудить результаты с родителями, предложить план коррекции и дать рекомендации по развитию речевых навыков ребенка.

Раннее выявление задержки речевого развития может помочь в своевременном начале коррекции и обеспечить более эффективное развитие речи и языковых навыков у ребенка.

Критерии оценки развития детей

Развитие речи в онтогенезе (нормальном развитии) у всех людей имеет свои возрастные ориентиры:

  • к 1 году – ребенок должен иметь в активном словаре до 15 слов, возможно лепетных, но ребенок этим словом обозначает окружающие его предметы (мама, папа, баба, ляля, биби и др.);
  • к 2 годам – ребенок говорит фразы и простые предложения, (мама ди (мама иди), мама дай), в звуковом содержании в норме есть не все звуки, активно отвечает на вопросы, понимает обращенную речь, активно называет предметы, цвета, действия. Употребляет местоимения (я, мое);
  • к 6 – 7 годам речь ребенка хорошо развита. Высказывает свое мнение, логически обосновывает поступки. Словарный запас богатый. С интересом относится к сложным понятиям букв, цифр, чтения, письма, математике. Есть желание идти в школу. Свободно общается со сверстниками и взрослыми. Может подбирать слова синонимы и антонимы. Пользуется наречиями, числительными. Может быть небольшие аграмматизмы в речи, но при обращении внимания к неправильности начинают исправлять ошибки. В звуковом произношении все звуки должны быть в правильном употреблении. Могут вставать звуки «Р-РЬ»;
  • к школе ребенок должен иметь развернутую фразовую речь, активно общаться, понимать и знать различные понятия и слова.

Если вы замечаете, что ваш ребенок не способен выполнить какое-либо действие из своей возрастной категории, то необходимо обратиться за консультацией невропатолога и логопеда.

Лечение и коррекция задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития рекомендуется проводить с двух лет. Помните, что задержка в лечении ЗРР может перерасти в более серьёзную форму – задержку психоречевого развития ЗПРР. Это более серьезная патология и отставания от сверстников у детей с ЗПРР существенно выше. Справиться с такими патологиями развития речи как ЗРР и ЗПРР поможет комплексная работа нескольких специалистов:

  • Невропатолог. Доктор назначит медикаментозное лечение, которое скомпенсирует причину, приведшую к развитию патологии.
  • Дефектолог. Специалист начинает работу с ребенком с двухлетнего возраста. В игровой форме он будет развивать моторику ребенка, его мышление, внимание и память.
  • Логопед. Научит проводить логопедический массаж для разработки мышц артикуляции. Поможет сформировать правильное звукопроизношение у ребенка. Научит составлять предложение.

Комплексный подход поможет максимально быстро привести ребенка к нормальной жизни и правильному гармоничному развитию.

Запишитесь в наш детский центр «Академия речи и интеллекта XXI век» профессора М.Ю. Данилкиной, заполнив форму или по телефону: +7 (921) 999‑18‑21. Специалисты центра помогут выявить задержку речевого развития и предложат комплексную программу для коррекции речевых функций.

Form submission successful!

Error sending message!

ЗРР и ЗПРР 2
ЗРР и ЗПРР 3
ЗРР и ЗПРР 5
ЗРР и ЗПРР 4
ЗРР и ЗПРР 3