ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) прочно вошли в нашу образовательную систему. Поэтому если у вас есть 5 или 6-летние дети вам придется столкнуться с их требованиями для ребенка, которого вы собираетесь отправлять в первый класс. Давайте сейчас вместе разберемся, что должен уметь ваш ребенок к возрасту поступления в школу.
Три вида готовности ребёнка к школе
Речь о физической, психологической и предметной готовности. Для того, чтобы отправиться в первый класс обычной школы, ребёнок должен быть готов по всем трём этим группам.
Что входит в понятие физической готовности:
- возраст от 6,5 лет;
- отсутствие противопоказаний к школе по здоровью;
- достаточная развитость мелкой моторики;
- умение контролировать физиологические потребности и обслуживать себя с точки зрения элементарной гигиены.
В понятие психологической готовности входит большое количество разных факторов, вот только некоторые из них:
- достаточная развитость внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
- умение вести себя соответственно обстановке;
- умение общаться с ровесниками и взрослыми, дружить;
- понимание, для чего нужна школа.
Что касается предметной готовности, то это не столько обязательный, сколько желательный пункт. Если ребёнок хорошо готов к первому классу физически и психологически, какие-то пробелы в знаниях он быстро наверстает. Но всё-таки желательно, чтобы первоклассник уже 1 сентября умел большую часть из перечисленного:
- умение читать – даже если по слогам;
- умение различать звуки, слоги, слова и предложения;
- навыки счёта и решения элементарных задач;
- желателен хороший общий кругозор, доступный ребёнку этого возраста.
Что ребёнок должен знать и уметь к школе – основные навыки будущего ученика 1 класса
Если говорить о конкретных знаниях и умениях, то к первому классу школы ребёнок должен знать и называть по просьбе взрослого такую информацию о себе и окружающем мире:
- фамилия, имя и отчество себя самого, а также родителей и других взрослых, с которыми он часто взаимодействует (бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду);
- дату своего рождения и количество полных лет;
- домашний адрес;
- название своего города и страны, главные примечательные места в городе;
- полный перечень времён года, их количество и последовательность, основные отличия сезонов друг от друга;
- количество, названия и последовательность месяцев, на которые делится календарный год;
- количество, названия и последовательность дней недели;
- на какие части делятся сутки (утро, день, вечер, ночь).
Умения и навыки, которые должны быть
- выделение существенных признаков предметов, умение классифицировать предметы на основе этих признаков, а также определение лишнего предмета с объяснением своего выбора;
- умение отличать друг от друга геометрические фигуры и знать их названия;
- умение отличать и называть основные цвета;
- владение карандашом – рисование вертикальных и горизонтальных линий, штриховка и закрашивание фигур не выходя за их контуры, копирование образцов;
- свободное ориентирование в пространстве вокруг себя и на листе бумаги (знание верха и низа, правой и левой сторон);
- соотношение количества с числом и цифрой в пределах десяти;
- составление целого из частей (частей должно быть минимум пять или шесть);
- пересказ прослушанного или прочитанного рассказа, ответы на вопросы по его содержанию;
- составление рассказа по картинке, установление последовательности событий по 5-6 сюжетным картинам, умение придумать конец рассказа самостоятельно;
- умение запомнить и назвать до 7-9 слов, картинок, предметов;
- готовность выслушать инструкцию, повторить её и выполнить на практике;
- умение выполнять правила игры или задания;
- оценка своих и чужих поступков с точки зрения элементарной морали (обманывает кто-то или говорит правду, нанёс обиду или пожалел);
- владение элементарной вежливостью – обращение к взрослым на “вы”, привычка здороваться и прощаться, благодарить и отвечать на благодарность.
Это – основной список знаний и умений, которыми должен владеть первоклассник. На него и нужно ориентироваться, чтобы понять, насколько ребёнок готов к школе.
Если вы понимаете, что у вашего ребенка существуют проблемы с произношением некоторых слов и звуков, следует обратиться к специалисту.
Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты, которые не заинтересованы чтобы Ваш ребёнок шёл на поправку. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.
А в некоторых случаях с диагнозом типа СДВГ, можно просто излечить ребенка на все 100 процентов.